Страничка психолога

График работы

Педагог-психолог

     ГУДО «Детский сад №65 г. Бреста»

График работы

с 01.09.2023 по 31.05.2024

 

День недели

Время работы

Время консультаций

Перерыв

 для отдыха и питания

Родители

Педагоги и другие специалисты

понедельник

8.15 – 16.50

 

8.15-9.00

12.00-12.20

вторник

8.15 – 16.50

 

 

12.00-12.20

среда

8.15 – 16.55

 

 

12.00-12.20

четверг

8.15 - 13.55

 

 

11.00-11.20

пятница

7.50 - 18.00

8.15-9.00

17.10-17.40

 

12.00-12.20

свернуть

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА (БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ) ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПОТЕРПЕВШИМ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ, ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И СВЯЗАННЫХ С НЕЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Как бороться со страхами

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

свернуть

Застенчивый и скромный ребенок

«Застенчивый и скромный ребёнок»

 

Что же представляют собой застенчивые дети?
         Они очень робкие, остро ощущают свои недостатки, особенно мнимые, кажущиеся, а свои положительные качества наоборот не замечают и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т.д. Они очень чувствительны к любой критике. Из-за навязчивых опасений у них теряется естественность поведения, появляется скованность, меняется интонация голоса, мимика.
Среди других ребят застенчивые дети часто избегают контакта, потому что считают себя хуже других. Они часто колеблются в принятии решения, не проявляют инициативы, не могут защитить себя. Из-за этого их часто не замечают вообще, поэтому застенчивость часто сопровождается нереализованными возможностями, проявлением неудовлетворенности вследствие "выключенности" из общественной жизни.

Часто у застенчивых родителей – застенчивые дети.

Девочки обычно застенчивее мальчиков, а первенцы стеснительнее других детей в семье. К семи годам "нормальная" застенчивость у мальчиков проходит, у девочек это случается позже.

Как помочь застенчивому ребенку?

  • Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах (у тебя получится, ты ведь такой умный; я в тебя верю).
  • Повысьте уровень самооценки: меньше ругайте за неудачи, не критикуйте при чужих людях, не сравнивайте с другими детьми.
  • Не стоит постоянно показывать ребенку, что Вы о нем беспокоитесь, но не стремитесь оберегать его от всевозможных опасностей, чаще всего придуманных Вами.
  • Предоставьте ребенку больше свободы (в разумных пределах). Например, ребенок может сам решить, какой кружок, секцию он будет посещать, какую одежду одевать.
  • Не старайтесь все делать за ребенка, даже если он еще мал. Ведь и трехлетний карапуз в состоянии принести себе из другой комнаты игрушку, выбрать маечку, одеть носки и еще многое другое.
  • Расширяйте круг знакомств, чаще берите ребенка в гости, посещайте новые места, приглашайте гостей к себе домой.
  • Помогите найти ребенку то, в чем он превосходит сверстников.
  • Помогите найти друга, который защищал бы и поддерживал его уверенность в себе, а для этого поощряйте его игры со сверстниками.
  • Заранее обыграйте ситуации, при которых ребенок особенно стесняется.

             Уделите побольше времени своему ребенку и помогите ему обрести    уверенность в себе, которая необходима в жизни!

свернуть

Адаптация в детском саду

Рекомендации родителям ребенка, поступающего в дошкольное учреждение

 

  1. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам са­мообслуживания:самостоятельно пить из чашки;кушать при помощи лож­ки и вилки;пользоваться горшком;одеваться и раздеваться по возможности самостоятельно.
  2. Приучайте ребенка кушать разнообразные блюда: овощные, творожные, рыбные и др.
  3. До поступления ребенка в дошкольное учреждение по­старайтесь отучить его от отрицательных привычек (засыпать при укачивании и с пустышкой, сосать пальцы и т. п.)
  4. Подробно рассказывайте ребенку, что его ждет в яслях. Пусть малыш ожидает посещения дошкольного учреждения с положительными  эмоциями, а  не  воспринимает как  неожи­данность или неприятную необходимость.
  5. Избегайте  обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с дошкольным учреждением.
  6. Отправляйте ребёнка в ясли только здоровым.
  7. Облегчите малышу задачу самообслуживания простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек па спине (главный принцип – чем  проще, тем лучше), обувь выбирайте по возможности на липучках.
  8. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком дошкольного учреждения  у Вас была возможность не оставлять его в группе на целый день.
  9. Оставляя ребенка в дошкольном учреждении, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами, так как малыш может Изображениеуловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться, пла­кать еще больше.
  10. Будьте тверды и последовательны в своих поступках, не  позволяйте  ребенку  манипулировать собой  и  вынуждать забирать его из яслей домой без всякой необходимости.
  11. Не затягивайте расставание долгими объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями. Обнимите ребенка, поце­луйте, скажите, когда за ним зайдете, и оставьте, улыбнувшись, независимо от его настроения.
  12. Придумайте и отрепетируйте несколько способов про­щания с ребенком, например, воздушный поцелуй, крепкое ру­копожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др., что помо­жет отвлечь его от грустных мыслей, а со временем, став свое­образным ритуалом, будет радовать и ребенка, и родителем.
  13. Ни в коем случае не обманывайте ребенка и не уходите тихо и  незаметно.  Это вызовет глубокие переживания, воз­можно, истерику и может его сильно травмировать. Ребенок поймет, что  Вам  нельзя доверять, у  него  могут  возникнуть страхи, преодолеть которые можно будет только при помощи психолога.
  14. Поддерживайте дома спокойную обстановку,  не пере­гружайте ребенка новой информацией, не посещайте много­людные места и не принимайте дома шумные компании, так как в первые дни и недели посещения яслей малыш испытыва­ет эмоциональную перегрузку.
  15. Проявляйте особое внимание и чуткость к малышу, так как в период адаптации к дошкольному учреждению ребенок может быть капризным, раздражительным, у него может ухуд­шиться сон, аппетит.
  16. Ежедневно расспрашивайте ребенка о жизни дошколь­ного учреждения, удивляйтесь, хвалите его, показывайте зна­чимость его нового статуса.
  17. Не демонстрируйте  излишнюю подозрительность, спрашивая, не обижают ли малыша в яслях.
  18. Избегайте вопросов: «Что вы сегодня делали?  Что вы ели? Как ты себя вел? Что вы проходили по...? Спросите: «Вы сегодня лепили  или   рисовали?   На  завтрак  была   каша или яйцо? С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку?»
  19. Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде, дорог Вам и любим! Будьте благоразумны и помогите малышу войти в новую жизнь!
свернуть

Детские истерики

«Детские ИСТЕРИКИ»

Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды и элементарные потребности. Такая неудовлетворенность накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок сам не понимает, от чего ему плохо, и единственное, что он может в такой ситуации делать - это закатить истерику, тем самым призывая вас разобраться с ситуацией.

 Своими капризами и истериками ребенок может оповестить вас также и о своем физическом недомогании, ведь часто так происходит, когда ребенок начинает заболевать.

Изображение        Что делать?

• Никогда не кричите на ребенка в этой ситуации, не требуйте, чтобы он прекратил «это безобразие» - это совершенно бесполезно, так как ребенок уже утратил способность контролировать свое поведение и эмоции.

 • Для начала попробуйте предложить малышу все, что у вас есть в арсенале (например: еду, питье). Если вы видите, что ребенок очень устал, то возьмите его на руки, покачайте и уложите отдохнуть.

 • В любом случае, призовите на помощь всю свою чуткость и воображение, чтобы понять истинную причину такого поведения и постарайтесь как можно быстрее помочь малышу.

Что учесть на будущее?

 Психоэмоциональное состояние маленьких детей во многом зависит от ритма жизни, который традиционно задается режимом дня. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровью, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

Изображение  • С первого дня жизни постарайтесь приучить ребенка к ритму во всем - в питании, труде, отдыхе. По мере роста ребенка его распорядок будет меняться. Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве - чередование всех форм деятельности организма в определенном режиме. Соблюдение режима позволяет ребенку выработать необходимые для жизни реакции и рефлексы, сохранить психологическое здоровье при напряженной смене различных раздражителей. Постоянство окружающей среды для ребенка, как и определенная последовательность его действий, создает чувство безопасности и изначальной уверенности в себе.

 • Часто дети закатывают истерики во время длительных поездок. Поэтому, если вам предстоит дальняя поездка, то постарайтесь продумать все до мелочей, позаботьтесь о том, чтобы ребенок в определенное время мог получать пишу, посещать туалет, у него было достаточно времени для сна и т. п., тогда у него не будет повода для истерик. 

Изображение

свернуть